Компания "Кемпинг-Тур" - туристическое снаряжение.
Телефон: +7(499)613-6346

Новый LEDниковый период

Фонари, прошли долгий путь с 60-х годов XIX века. Начав со свечных и масляных, к концу века XX они пришли к криптоновым, галогенным и ксеноновым лампам, энергоемким и компактным батарейкам и аккумуляторам. Но, несмотря на все успехи и новые технологии, оставались нерешенными серьезные проблемы.
Лампы накаливания стали излучать больше света, но и потреблять энергии стали существенно больше. Несмотря на успешное внедрение галлогенидного цикла, срок службы ламп ещё сравнительно невелик, не более 2000 …3000 часов. Раскаленная спираль и стеклянная колба не любят резких толчков и ударов. КПД малогабаритных ламп накаливания мал, и мы за свой счет обогреваем окружающее пространство и увеличиваем энтропию Вселенной. В результате свежие батарейки и аккумуляторы досуха высасываются за 3-5 часов. В городе аккумулятор можно зарядить, а что делать в автономном многодневном походе, – тащить с собой килограммы батареек? Перспектива не радостная.

Но тут начали появляться LED (Lighting Emission Diode) - светодиоды с интенсивным светоизлучением. Изобретены они были еще в 60-х годах. Но дороговизна и низкий световой КПД мешали их массовому применению. Поначалу их ставили только в мигалки. В 90-х годах прошлого века произошел технологический прорыв, и светодиоды начали занимать прочные позиции в фонарях, фарах, прожекторах.

Первой оснастила свой ручной фонарик белыми светодиодами фирма LUCIDO в 1995 году. Затем и другие производители стали выпускать ручные и налобные LED фонари.

Преимущества LED-светодиодов:
1. Долгий срок службы. Обычно до 100 000 ч, это около 11 лет.
2. Устойчивость к ударам, перегрузкам, вибрациям.
3. Высокий КПД, отсутствие нагрева при работе.
4. Светоотдача, более высокая, чем у ламп накаливания.
5. Низкое потребление энергии.
6. Миниатюрность, простота конструкции, встроенная оптика /линза, отражатель/.
7. Высокое быстродействие.
Что дают светодиоды?

Возрастает надежность, не надо снабжать фонари запасными светодиодами. Так как светодиод является практически точечным источником света, то легко формируется равномерно освещенное, большой площади, правильной формы световое пятно. Нет слишком ярких и почти черных участков, рефлексов, полос, искаженного изображения спирали и конструкций лампы. Периферийная зона получается равномерно освещенной. 
Аккомодация человеческого глаза - процесс медленный. Если впереди слишком яркое, слепящее световое пятно, то вокруг ничего не видно. Глазу может потребоваться до 15 секунд на привыкание к темноте.
LED-светодиоды позволяют получить большую, оптимально освещенную область перед байком и видеть, что делается вокруг. Они имеют хорошую цветопередачу, т. е. цвета поверхностей, воспринимаются как при естественном, дневном освещении и позволяют получить хорошую освещенность при малой мощности LED. Глаза меньше устают и быстрее можно распознать препятствие на дороге. Одного комплекта свежих батареек теперь хватает на то, что бы пойти в многодневный, автономный поход или откатать всю осень, прихватив зиму и начало весны.
Яркость свечения светодиодов, а, следовательно, дальнобойность и освещенность постепенно уменьшается по мере разряда батарей. Скорость разряда зависит от типа батарей, нагрузки и температуры воздуха. Все паспортные характеристики достаточно точны, если установлены алкалиновые или литиевые батарейки и температура +20С.

Светоотдача измеряется в люменах на 1Ватт. За Ватты мы платим деньги, покупая батарейки или заряжая аккумулятор, на выходе получаем световой поток. Справа, вертикальная шкала светоотдачи обычных источников света. Видно, что LED уже превосходят люминисцентную, ртутную и галогенную лампы. В вело фарах используют галогенки от 2,4 до 10 Вт, и тут преимущество светодиодов ещё больше, - чем меньше мощность и размер лампы накаливания, тем меньше КПД и больше денег уходит в бесполезное тепло.

Кроме давно и хорошо известных криптоновых и галогенных ламп накаливания появилась новая разработка – лампа со спиралью, которую называют по-разному: ксеноновая лампа высокого давления, HXP – лампа, ксенон - галогенная лампа, ксеноновая лампа. Эта лампа работает она по галлогенидному циклу, внутри нее содержится под давлением смесь ксенона с другими газами. Поскольку газовая смесь находится под давлением, это замедляет процесс «сгорания» спирали и препятствует осаждению продуктов горения спирали на внутренней стороне стеклянной колбы, что позволяет сохранять ее прозрачность на более долгий срок чем у обычной галогенной лампы. Это позволило поднять температуру горения спирали. Соответственно выше стала и светоотдача, чем у обычных галогенных ламп. Также изменился спектр светового потока. Эта лампа светит бело-голубым светом. Но за все это приходится платить несколько большим потребление электроэнергии.

На горизонте уже обозначились Metal Halide bulb technology - газоразрядные ксеноновые лампы высокого давления. Спирали нет, а есть электрическая дуга в колбе, заполненной ксеноном под большим давлением (около 30 Атм в нерабочем состоянии и около 120 Атм в режиме горения) и солями металлов. Такая лампа имеет цветовую температуру около 4300 градусов по Кельвину по сравнению с 2800 - 3100К у стандартной галогенной лампы, кстати, у солнечного света при голубом небе в полдень - 6500К, в 2 раза большую светоотдачу и меньшее потребление. Кроме батарей нужен высоковольтный блок поджига и питания. Срок службы – более 1000 ч. Правда, стоимость их пока заоблачная!

Ю. Разин